Modest Mouse, эта «скромная мышка» американского инди-рока, оказалась в положении некоего серого кардинала, о котором мало что знают среднестатистические граждане, но чье присутствие хорошо ощущают на себе коллеги по цеху. За время далеко не безоблачного пути, пройденного командой с середины 90-х, «Мышка» успела заметно подрасти, окрепнуть и обзавестись нескромной армией почитателей. И как бы между прочим доказать, что даже такой экспрессивный, совершенно недисциплинированный, самодовольный и иронично-агрессивный инди-рок, крепко подсевший на нойз-поп и emo, может вскружить голову добропорядочным гражданам и стать лидером музыкальных продаж.
Во владениях Modest Mouse есть свой повелитель - Исаак Брок (Isaac Brock), лид-вокалист, гитарист и банджоист, он же автор музыки и текстов. С него и начнем.
На первых порах не все шло гладко. Порой казалось, что у команды нет будущего. Серьезным испытанием для молодых энтузиастов стал отъезд Эрика Джуди, которому пришлось несколько месяцев прожить на севере штата, так что его компаньонам ничего не оставалось, как сочинять мелодии и обмениваться с Эриком новыми идеями, передавая ему по телефону образцы гитарных риффов. Когда он вернулся, произошло великое воссоединение творческих потенциалов - и закипела работа.
В 1994 году четверка получила доступ в студию Dub Narcotic Studios, которую основал музыкальный многостаночник Кэлвин Джонсон (Calvin Johnson), один из идеологов Dub Narcotic Sound System. Здесь и был записан дебютный мини-альбом Modest Mouse «Blue Cadet-3, Do You Connect?», изданный на независимом лейбле того же Джонсона K Records в раритетном количестве - всего 300 копий.
1995-й год прошел под знаком освоения местной сцены, решения текущих кадровых проблем и наработки материала для дебютной пластинки. В команде появился и вскоре ушел басист Леин Логан (Laine Logan), на какое-то время откололся гитарист Дэнн Галуччи, снова уехал и вернулся Эрик Джуди.
Так или иначе, новые песни продолжали создаваться и постепенно начали вырисовываться контуры дебютного лонг-плея Modest Mouse с рабочим названием «Sad Sappy Sucker». Однако в силу разных причин (и главная из них - разногласия с лейблом) издание несколько раз откладывалось, пока совсем не потеряло актуальность. Материал так и остался лежать в архивах группы и был переиздан только в 2001 году.
Но настоящий прорыв, в том числе и к более широкой аудитории, совершил второй студийный альбом «Lonesome Crowded West», выпущенный в 1997 году. Это не только одна из лучших работ в каталоге Modest Mouse, но и одна из ключевых записей во всем альтернативном роке конца 90-х. Команда представила драйвовую, динамичную и очень разноплановую запись, порадовав мастерством «на все руки». Modest Mouse так свободно переходили от негромкой обволакивающей акустики к мрачному зубодробительному року или энергичному emo, что не могли не восхитить критиков и не найти преданных почитателей среди поклонников альтернативы.
О тематике песен Modest Mouse можно говорить отдельно и очень долго. Свойственное Исааку Броку чувство юмора позволяло ему свободно разрабатывать самые странные сюжеты. Скажем, в репертуаре Modest Mouse есть ряд песен на библейскую тематику (на втором альбоме это «Teeth Like God’s Shoeshine» и «Jesus Christ Was an Only Child»), однако они носят, как правило, антирелигиозный характер. Брок не делает секрета из своего убежденного атеизма. «Я уверен, что все христианство - это просто куча дерьма», - заявляет главарь «Скромных мышек» и добавляет, то если он и обращается к Библии, то только потому, что ему нравятся библейские характеры.
Следующего пополнения дискографии пришлось ждать три года. В самом начале 2000-го вышла компиляция «Building Nothing Out of Something», объединившая би-сайды, записанные в разное время, и три из пяти треков, изданных на мини-альбоме «Interstate 8». А летом 2000 года фаны смогли познакомиться с новинками от Modest Mouse. Третий лонг-плей «The Moon & Antarctica» вышел уже на новом лейбле Epic Records. Стараниями новых покровителей команде удалось прорваться к мейнстриму. Два трека, «3rd Planet» и «Gravity Rides Everything», получили неплохую ротацию на альтернативном радио, а сам альбом отметился в рейтинге Billboard 200, хотя и на непрезентабельной 120-й позиции.
Но тот факт, что массовый слушатель еще не открыл для себя Modest Mouse говорил не в пользу слушателя. «The Moon & Antarctica» был (и остается) очень неплохим альбомом, который отличает сильный, мускулистый саунд и разноплановый материал. В целом минорный по настроению, он эффектно сочетал тяжелые, мрачные номера c оживленными и энергичными композициями. Один из таких живчиков - «Gravity Rides Everything» - приглянулся компании Nissan и прозвучал в рекламе нового мини-фургона. Брок называл этот шаг откровенно коммерческим, но вынужденным - он помог команде достичь финансовой стабильности.
Хотя далеко не весь материал, написанный в период подготовки «The Moon & Antarctica», украсил окончательный вариант альбома, добру не дали пропасть. Лучшие из неиспользованных номеров были представлены на мини-альбоме 2001 года «Everything and His Nasty Perlour Tricks». Тем же 2001 годом датируется диск «Sad Sappy Sucker», коллекция ранних песен Modest Mouse, которые записывались еще в 1994 году и должны были стать дебютным лонг-плеем, но остались лежать на полке до удобного случая, который представился только через семь лет.
Четвертый студийный альбом «Good News for People Who Love Bad News» создавался в десятую годовщину Modest Mouse. Юбилейное издание оказалось успешным во всех смыслах. В процессе работы к основной четверке Брок-Джуди-Галуччи-Вейкел присоединилась целая команда сессионных музыкантов: участники группы Flaming Lips, духовой оркестр, ансамбль барабанщиков, скрипач и контрабасист Том Пелосо (Tom Peloso), аккордеонист Деннис Херринг (Dennis Herring), который выступил продюсером записи, и другие.
Это придало альбому гораздо более амбициозное и насыщенное звучание, что не ускользнуло от поклонников альтернативы. По традиции играя на контрастах, пробуя себя в балладах, экспериментируя с ритмами танго и при этом создавая мощный, дерзкий рок-саунд, группа представила пластинку, которая с легкостью покорила американский Тор 20 и отметилась в британском Тор 40. Оба сингла, «Float On» и «Ocean Breathes Salty», достойно боролись с конкурентами в рок-чарте США. Английское издание «Planet Sound» назвало «Good News for People Who Love Bad News» лучшим альбомом 2004 года, а организаторы Grammy выдвинули его на соискание премии в номинации «Лучший альтернативный альбом». Уже через пять месяцев команду можно было поздравить с миллионным тиражом и первой «платиной» в их наградной коллекции.
В конце 2004 года группа пережила еще одну волну кадровых перестановок: в коллектив вернулся Иеремия Грин, а Вейкел по такому случаю воссоединился со своей прошлой группой The Helio Sequence. В очередной раз распрощался с коллегами Галуччи, так что во время гастрольного тура Modest Mouse гитарные партии исполнял Джим Фэрчайлд (Jim Fairchild), участник Grandaddy и All Smiles.
Одним из самых интересных кадровых приобретений Modest Mouse стал бывшйи гитарист The Smiths Джонни Марр (Johnny Marr), прошедший за свою карьеру через длинный список групп и проектов, включая The The, Talking Heads и Oasis (как сессионщик). Участники Modest Mоuse давно поговаривали о том, что им нужен «такой гитарист, как Джонни Марр». То ли присутствие Марра так вдохновило команду (тем более что он в тандеме с Броком написал несколько треков), то ли за долгие годы праведных трудов музыканты достигли творческого пика, но новый студийный альбом оказался огромной удачей - во всех отношениях.
Диск с традиционно длинным названием «We Were Dead Before the Ship Even Sank» (2007), как и его студийный предшественник, продюсировался Деннисом Херрингом. Грамотное использование творческого потенциала музыкантов, их фантазии и умения работать на контрасте, сочетание традиционного для группы мускулистого рок-саунда, программинга и синтезаторов, привело к очень симпатичному результату. В каком-то отношении запись звучала уже не так дерзко, как ранние работы Modest Mouse, хотя хватало и интонационных перепадов, и вызывающих вокальных выходок, и хриплой пиратской удали. Даже умеренное заигрывание с мейнстримом не испортило запись, зато увеличило фановскую армию. К удивлению самих авторов, альбом «We Were Dead Before the Ship Even Sank» стартовал в американском поп-чарте сразу под первым номером, возглавив также интернет-рейтинг США и канадский хит-парад, а сингл «Dashboard» засветился в американском чарте синглов.
В промо-тур группа отправилась вместе с Марром и новым перкуссионистом Джо Пламмером (Joe Plummer), который отметился также во время последних студийных сессий. Конец 2007 - начало 2008-го пройдут для группы под знаком активной концертной деятельности…